Выступление Главы правления S-Engineering Батыра Аннаева на online конференции

Выступление Главы правления S-Engineering Батыра Аннаева на online конференции

12 Июн 2020
Выступление Главы правления S-Engineering Батыра Аннаева на online конференции - 1

Председатель Правления S-Engineering Батыр Аннаев выступил с докладом «Потенциал украинского инжиниринга и как его лучше раскрыть» на on-line конференции. Это вебинар «Международное сотрудничество и интеграция в глобальные цепочки» антикризисного Аналитического центра Industry4Ukraine.

Также среди докладчиков и участников дискуссии – представители Министерства экономики, Торгово-промышленной палаты Украины, Института экономического прогнозирования НАНУ, профильных ассоциаций, Министерства образования и науки и ведущих участников рынка.

Запись конференции можно посмотреть по ссылке.

Аналитическую статью Батыра Аннаева о ситуации на рынке украинских инжиниринговых услуг и мерах, которые Украине следует принять для развития этой отрасли читайте на сайте Industry4Ukraine  либо ниже:

Потенциал украинского инжиниринга и как его реализовать

«С момента создания компания S-Engineering была ориентирована на выпуск оборудования и предоставление инжиниринговых услуг (разработка проектной документации, программного обеспечения, производство наладочных работ) по мировым стандартам, с ориентацией на мировой рынок. S-Engineering уже является частью экосистемы supply chain, поставляя собственную продукцию в страны Центральной и Восточной Европы», — отмечает Глава правления S-Engineering Батыр Аннаев.

Чтобы быть интегрированными в глобальные мировые процессы supply chain, необходимо соответствие европейским стандартам качества, как самого продукта, так и процесса его производства. Для компании S-Engineering главными коучерами всегда были ее клиенты. Впервые сложный и длительный технический аудит S-Engineering прошла в 2009 году. Тогда был выигран тендер в одной из нефтедобывающих компаний, входящих в итальянский концерн ENI, на строительство энергоблока завода по первичной очистке нефти, проектной мощностью 22,5 тыс. баррелей в сутки. Девять специалистов концерна полторы недели находились на заводе S-Engineering, проводя аудит производственных процессов, процедуры управления проектом, квалификации персонала, легитимности используемых программных продуктов. Сегодня такая практика проведения аудита со стороны клиента для S-Engineering является нормой. Стоит добавить, что ежегодно S-Engineering  проходит технический аудит по строгим критериям Siemens AG, установленным, в том числе, и для европейских компаний.

Конкурентоспособность продукции SEngineering  определяется следующими критериями:

— высокий коэффициент соотношения цена/качество продукта, который удалось достичь, в том числе, за счет локализации производства в Украине, формируя максимальную добавленную стоимость. На входе производственного процесса – лист металла, на выходе – готовая продукция. Часть комплектующих предприятие импортирует.

— высокий уровень инженерной компетенции персонала. Работа в среде международных требований, правил, стандартов и норм производства. Использование программных продуктов и того же инструментария, что и в странах ЕС.

— собственные инновационные разработки. В компании существует R&D департамент, в котором задействованы 7 человек, большинство из которых имеют ученые степени. На сегодня у S-Engineering  три собственных патента и две технологии, в том числе SENUMAC – технология управления транспортно-поточной линией сыпучих материалов. Это интеллектуальный алгоритм, который самостоятельно в единицу времени выбирает оптимальный режим загрузки зерна или руды на судно. Технология позволяет увеличивать производительность на 10,5% и экономить объем потребления электроэнергии на 11% при перевалке зерновых на морских терминалах.

Этот пример интересен тем, что первым клиентом, которого заинтересовал SENUMAC, был морской терминал с иностранным капиталом (сейчас Cofco Agri). Затем эту технологию внедрила компания из Южной Кореи на терминале в г.Николаев. В целом на сегодня в Украине технология SENUMAC действует на морских терминалах общей проектной мощностью 6,5 млн тонн, еще 12 млн тонн находятся в работе.

К проблемным вопросам рынка инжиниринговых услуг, производства оборудования можно отнести:

—  несоответствие украинских норм и требований инженерным стандартам, действующим на территории Евросоюза.

— недоступность (дороговизна) кредитных программ финансирования проектов. Отсутствие поддержки со стороны банков в Украине, высокие ставки финансирования. Для примера, в 2018 году компания S-Engineering выиграла довольно крупный тендер в Алжире. А на этапе завершения переговоров заказчик сообщил, что тендер будет отдан другой компании, предложившей собственное финансирование проекта.

— несовершенство нормативной базы, формализующей финансовые взаимоотношения между поставщиками и производственными предприятиями. В системе supply chain иногда приходится работать с оборудованием заказчика (давальческие схемы). Теоретически такая форма взаимоотношений возможна, но на практике она не работает и приходится оформлять груз как обыкновенный импорт со всеми необходимыми процедурами. А при оплате НДС происходит разрыв cash flow, и это никак не увеличивает  конкурентоспособность.

— низкие имиджевые рейтинги Украины на международной арене. Например, если украинская компания на этапе тендера предоставляет цену на 5-7% ниже европейских аналогичных предложений, то заказчик, скорее всего, выберет компанию из Европы.

— большие сроки доставки грузов. Если польские предприятия, которые, кстати, тоже являются клиентами S-Engineering, получают груз из Германии за несколько дней, максимум неделю, то для украинского предприятия сроки поставки изначально больше в полтора-два раза.

Хорошо, что в Украине сейчас активно начала обсуждаться тема решоринга – (миграции производства). На самом деле этот вопрос уже много лет обсуждается в Европе, но сейчас стал как никогда актуальным. Компания S-Engineering была участницей CЕE Procurement & Supply Forum в 2017 году в Праге. И уже тогда в качестве локации производства рассматривались такие страны как Болгария, Чехия, Польша. Примечательно, что на форуме был целый раздел – Аdded value & CEЕ supply chain, это как раз про таких как S-Engineering –  компанию, которая уже создает добавленную стоимость в Украине. Сегодня очень много разговоров о том, что надо создавать украинский продукт и платить налоги в Украине. Но по существу, предприятия ограничиваются тем, что выполняют, как правило, крупно узловую сборку из импортных компонентов и ставят на изделие маркировку «сделано в Украине».

По мнению Батыра Аннаева, Главы правления SEngineering, Украине необходимо предпринять ряд мер, чтобы мотивировать переносить сюда производство и создавать новое:

— создать благоприятный бизнес-климат для решоринга, включая  юридическую защиту инвестора;

— упростить оформление открытия  производства иностранных производителей в Украине (ввоз основных средств, получение разрешительных документов);

— создать льготные условия налогообложения производителей в Украине;

— дополнительно мотивировать предприятия покупать продукт украинского производителя: за счет налоговых льгот, преференций инвесторам при создании объектов инвестиций с применением оборудования отечественного производства;

— поддерживать украинского производителя: обеспечивать защиту национальной составляющей в производимой продукции. Например, выполняя проект по модернизации железной дороги в республике Казахстан, компания S-Engineering в соответствии с нормами и требованиями законодательства Казахстана, должна была произвести часть оборудования на территории их республики. И S-Engineering выполнила эти требования, хотя все оборудование могло быть произведено в Украине.

— разработать и внедрить государственную программу кредитования инвестора при закупках украинского производства, а также выдавать гранты на развитие украинского производства;

-поддерживать экспорт (аналог программы «Гермес» в Германии);

— кооперация украинских производителей при выполнении зарубежных проектов;

— создать профильные промышленные кластеры с налоговыми преференциями (аналог free-zone в ОАЭ эмират Дубай);

— завершить процесс приведения производственных норм и стандартов в Украине к требованиям ЕС. При этом не стоит опасаться, что европейские компании при выходе на украинский рынок составят конкуренцию украинским компаниям. Взамен производственные отечественные компании получат несоизмеримо больше — рынок ЕС для предприятий из Украины.

— сформировать программу финансирования ВУЗов по сотрудничеству с крупными производителями в целях практического обучения студентов. Ведь сегодня в Украине, не смотря на довольно неплохое базовое техническое образование, есть острая нехватка персонала. Чтобы подготовить квалифицированного специалиста в области промышленной автоматизации, одних курсов по программированию недостаточно. Для этого нужно знание физики, электротехники, механики, 3-4 года обучения в ВУЗе и несколько лет работы на предприятии. S-Engineering уже давно стала обучающей производственной площадкой для студентов ОНАПТ и ОНПУ. И столкнувшись с кадровой проблемой, желая развивать систему инженерного образования в Украине, S-Engineering подарила ОНАПТ лабораторию по автоматизации и электроприводу с современным оборудованием от мировых производителей.

«Таким образом, производство/наука/финансы/фискальная политика – все это должно стать мотивирующим фактором для мировых производителей размещать часть своего производства в Украине. Важно, чтобы это было высококвалифицированное, технологичное производство с формированием максимальной добавленной стоимости в Украине», — подчеркивает Батыр Аннаев.

Именно объединенными усилиями всех участников рынка и при поддержке государства создается производственная экосистема в Украине. Главное, чтобы люди, специалисты остались работать в Украине и развивали экономику нашей страны.